Всё своё детство и юношество, в особенности в период обострения подростковой шизофрении, я часто сталкивалась с высказываниями в духе: "Ничего не страшно людям, когда они вместе, когда они объединяются против какой-то беды". В какой-то степени, наверное, справедливо, хотя бы потому, что нужна очень серьёзная сила, чтобы справиться с толпой, объедённой единой идеей.
С другой стороны, я за свою жизнь никогда не встречала такого явления. Ну, в смысле, чтобы люди сплотились против общего неприятеля. В основном каждый стоит сам за себя и редко за тех, кто ему дорог. И то, нужно понимать, что в действительности немного народу способно реально пожертвовать собой ради кого-то, даже самого близкого. Это тоже сложно осуждать, потому что своя жизнь действительно важнее чьей-то ещё. Что радости от того, что вместо тебя будет жить и радоваться кто-то другой. Я могу понять людей, которые из всех жизней выбирают свою, хотя, конечно, иногда это тупиковый путь, так как шанс выжить в одиночестве существенно понижается, тогда как под прикрытием товарищей выжить становиться неиллюзорно реальней.
Кажется, я опять запуталась в мысли. Когда же я научусь излагать их ясно, понятно и последовательно.
В конце концов, когда немцы жгли евреев, даже не смотря на то, что они это вроде как держали в строжайшем секрете, жители городов не могли не ощущать запах горелой плоти, и наверняка всё понимали. Но никто ведь не кинулся защищать евреев, я имею в виду, единым строем, а почему? А потому что у каждого своя жизнь, своя семья, и терять всё это ради какого-то неизвестного еврея, может быть даже очень хорошего, не важно — как-то нелогично, наверное. И странно. И страшно. Я бы тоже не бросила свою семью ради такого. Но если бы я знала, что буду не одна, и что таких как я ещё с миллион, почему нет? Одна-то я ничего не могу, а против толпы попробуй возрази. Хотя, конечно, даже против очень больших и очень организованных толп возражали. Достаточно убрать лидера, публично и жесткого казнить — результат достигнут, святая идея погибла вместе с лидером. Выходит, она только в голове лидера и была, что ли?

Кстати, о лидерах и последователях. Из этических соображений я не буду ничего конкретизировать, хотя говорить, конечно, буду о весьма конкретной группировке, действия которой натолкнули меня на мысль.
В моей голове никак не укладывается, как у кого-то может появиться идея пойти и убить православного священника. Не просто убить, а избить, поиздеваться, расколоть череп железным прутом, в общем, совершить над ним едва ли не акт садизма. И сделать всё это не потому что священник плохой, а потому что он православный. По крайней мере, только так обосновать и обозначить свои действия. Ещё страшнее от того, что такая идея появляется не в одной голове, а у целого ряда людей, которые, кстати, объединяются в единую толпу, против которой сложно что-то противопоставить. Нет, наверное, живи мы при царском режиме, с такими бы расправились быстро и без разговоров, но у нас же демократия, куда там.
Ну ладно, суть не в этом. А в том, что и в этой группе людей, конечно, есть лидер, основной носитель этой идеи. Это в его голове эта мысль впервые появилась, и он оказался способен заразить ею ещё нескольких, наверное, весьма недалёких (не могу я поверить в то, что такие люди отличаются высокой волей и свободным мышлением) товарищей. И вот они все, свято верующие в то, что всё этнически русское есть зло, творят ужасные вещи, совершенно не обоснованные. Но тут я опять же не могу поверить в то, что мотив действительно такой. Конечно, человек, который громит храм и убивает священника верит в то, что делает это из исключительной ненависти именно к православному священнику, как к символу. Потому что его в этом убедили. А что насчёт лидера всей этой банды? Действительно ли там дело только в этой самой ненависти, или кроется какой-то иной, более серьёзный мотив? Я пока не знаю.

И ещё очень острый для меня в последнее время этический вопрос.
Вот есть я, условно (ну, мы же с вами всё понимаем) русская, а есть Ахмед, он чеченец. Условный, или нет, но родился и вырос в Чечне. Мы с Ахмедом друг друга не знаем, нам нечего с ним делить. Но Ахмед меня, условно русскую, родившуюся и выросшую в России, ненавидит, только потому что я, ну да, условно русская. А ещё точнее потому, что мы, русские, когда-то сильно обидели его прекрасную Чечню. А у него там чудесный и талантливый народ, они поют замечательные песни и здорово танцуют.
Мне, положим, Ахмед изначально тоже крайне неприятен (хотя это не так, ибо я далека от ненависти к человеку только на фоне его национальности). Я не люблю его за то, что его народ когда-то взорвал метро, в котором погибли люди, и трамваи с троллейбусами, и захватил Норд-Ост, и ещё много обид своей стране я могу припомнить. Но, сука, это же бред! Конкретно Ахмед конкретно мне вообще ничего не сделал, так же как конкретно я конкретно Ахмеду даже на ногу случайно никогда не наступала. Но по какой-то неведомой причине нас с Ахмедом это не ебёт, и мы, даже не зная ничего друг о друге, люто друг друга ненавидим. А за что, спрашивается? Меня бы, наверное, не беспокоил этот вопрос так сильно, если бы описанная мною модель не принимала такой колоссальный масштаб. Не говоря уже о том, что я частенько сталкиваюсь с людьми, которые не любят меня за какую-то очень странную вещь. Волколак меня не любит за то, что в роду моём по матушке были евреи, и прилично. Несколько людей южной национальности открыто выражали мне свою неприязнь за то, что я русская, и все в роду по отцу были люди с севера. Сейчас дошло вообще до ручки, несколько людей, до этого поддерживающие со мной нормальные отношения, высказали мне своё резкое "фи" только потому, что матушка моя с Украины, и приличная часть родни по линии матери — украинцы, по деду так и вовсе поляки. У меня в роду ещё немцы есть. Давайте меня русские ненавидеть будут тоже, чтоб до кучи? Люди, вы ебанулись.

А вообще весь корень зла заложен в религии. Ей Догу проще бы жилось, будь божество единым для каждого народа, или не будь его вовсе.