Вообще-то уже всё давным давно придумано, продумано и рассказано. Пожалуй именно в этом и заключается основная проблема любого современного искусства. Нот всего семь, палитра красок не так уж и велика, а все идеи давно избиты. И сейчас уже стоит вопрос не в том, что нового ты, как творец, способен рассказать миру, а в том как именно ты это сделаешь. Ведь можно взять одну историю и рассказать её совершенно по разному. И в одном случае это будет смертельно скучно, в другом получится драма, в третьем — комедия. Где-то выйдет картина, где-то тягучая мелодия. А где-то будет вовсе безыдейно, но технично, красиво.
Почему мы вообще взяли за правило, что искусство должно быть идейным? Ведь художник может просто хорошо рисовать, музыкант может просто сочинять, поэт слагать рифму, а режиссёр просто снимать. Но всё это никогда не будет вызывать того невероятного волнения толпы, которое возникает каждый раз когда творец предлагает ей взглянуть на привычные вещи по новому. Или же он на самом деле ничего никому не предлагал, он просто сделал так, как умеет. Вместо пропорционального человеческого лица нарисовал квадрат, может быть потому что не умеет рисовать ровные лица, а люди взглянули с сказали — кубизм. Искусство. Идея.
Это занятно. Интересно. Как же трудно в этом разобраться.
Я вообще-то хотела поговорить о злодеях, но вон какое предисловие получилось. Мне в последнее время примелькался многим известный персонаж в исполнении Хита Леджера — Джокер. Я сама вовсе не в восторге ни от его образа, ни от киноленты про него. Но всё время мозолит он мне глаза, и я, дай думаю, пересмотрю "Антрацитового витязя". Пересмотрела. И поняла, что Джокер — это Джон Доу. Вылитый. Разве что слегка с приветом.
Джон Доу — это персонаж прекрасного триллера "Семь". На протяжении всего фильма жестокий маньяк оставляет трупы, убивая их недвусмысленным образом и будто бы пытаясь научить мир чему-то. И только ближе к концу вдруг обнаруживается, что жестокий маньяк — вовсе не буйный, лишённый ума псих, а флегматичный, с пронзительным взглядом и речами человек. И говорит он всегда настолько правильно, что невольно закрадывается сомнение. Он ведь прав. Он ведь всё говорит правильно, чёрт побери.
А что Джокер? Джокер делает тоже самое — пытается научить людей чему-то, и доказать всему миру. Но мне понятно почему так ведёт себя Доу, и совсем неясно, зачем это потребовалось Джокеру. В чём заключается его высшая миссия как злодея? Не противостояние добру, нет, это слишком скучно. Мне будет очень грустно узнать что все его действия продиктованы исключительно желанием поймать человека-летучую мышь и разоблачить.
С одной стороны (возвращаясь к началу поста) очень хочется быть новатором. Хочется показать людям знакомого им персонажа ли ситуацию совсем по другому, не так, как они привыкли. Но чего следует ожидать в данном случае? Люди не поверят, или разозлятся. И всё это потому что все вариации образов героев и злодеев уже давно нам всем известны с самого детства. Мы к ним привыкли и доверяем им как родным. А всё незнакомое вызывает сплошное недоверие, а недоверие — негатив. И как же тогда творцу говорить с людьми, как ему доносить сквозь свои работы то, что он сам думает на эту тему? Ведь ему хочется, чтобы люди его слышали и понимали, но те не хотят принимать нечто незнакомое. И тогда вся прелесть искусства обесценивается и скатывается только к оценке технической части. Высокой или низкой.
Потому что всё уже давно придумано и сказано. И что делать дальше — неясно. И как говорить с миром.
Про идеи и злодеев.
bovatingmo
| четверг, 05 февраля 2015