Всевозможные психические нарушения в головах людей мне всегда были ужасно интересны. Какие-то больше, какие-то меньше, но некоторые нарушения настолько прекрасны в своём проявлении, что прямо завораживает. Психиатром я так и не стала, хоть и клинику и психологию изучала постольку поскольку, и даже среди знакомых имею заведующего отделением одной психушки. А уж сколько книг про это перечитано, сколько фильмов пересмотрено, не пересчитать.
Как только я наткнулась на такое явление как диссоциативное расстройство идентичности, я прямо вот загорелась. Это же сдохнуть можно как интересно! Со всех сторон, с какой не взгляни. Как это работает, какие формы принимает, насколько частей личность человека может расщепиться и насколько эти личности будут полноценными. На текущий момент главный приз по праву принадлежит уже, к сожалению, почившему (в конце 2014 года) Уильяму Стэнли Миллигану, который более известен под именем Билли Миллиган. Этого несчастного парня расплющило на 24 человека. Мало того, все его личности кардинально отличались друг от друга, обладали особыми навыками, самостоятельно мыслили и долгое время не выпускали Билли на "пятно". Выстроили жёсткую иерархию, кому-то позволяли "вставать на пятно" регулярно, кому-то, в основном потенциально опасным личностям, не позволяли вовсе. Это потрясающе. О Билли очень много где написано, так что вы, если вам интересно, вполне можете отыскать нужную информацию.
После Билли второе место занимает Сивилла — женщина и ещё 15 человек внутри неё. Её, что характерно, вылечили. Так же как и Крис Костнер, первый задокументированный и описанный в учебниках психиатрии случай диссоциативного расстройства.
Мне случалось сталкиваться с представителями разнообразных диагнозов, разной же степени тяжести. Чаще всего шизофреники, аутисты, дауны. Имела удовольствие когда-то наблюдать за одним очаровательным савантом. Только наблюдать, потому что общаться с ним, как с любым аутистом, крайне тяжело. Видела людей со синдромом Аспергера, Туретта (копролалией), наблюдала разнообразные мании, паранойи, обсессивно-компульсивное, навязчивые состояния и так далее. Много чего интересного, короче, но ни разу не приходилось мне сталкиваться с диссоциативным расстройством. До недавнего времени.
Шесть в одном
Мне разрешили написать об этом, но я не буду указывать ни имён, ни мест, ни конкретных людей. Кроме имён личностей, живущих в одном человеке. Само же "ядро" я так и буду называть — Ядро.
Ядро мой ровесник, ему 23 года. О его жизни, к сожалению, известно мало что, но то, что известно — ужасно. Не сказать, как ужасно.
Что интересно именно в Ядре — он знает о существовании других, принимает их и старается держать над ними контроль, но кое-кто сильнее его и иной раз не даёт ему выбирать. Всех их он ласково называет семьёй. Чаще всего он в состоянии контролировать себя и всю семью, сам может решить, кому и когда нужно "выйти", как он говорит. Но, как я сказала, есть личность куда сильнее его и в последнее время он стал брать верх всё чаще.
Его, сильного, зовут Алексей. Он много старше и умнее меня, несколько угрюм, но вполне терпелив, хотя всё, что он думает, написано у него на лице. Он сильно сутулит спину и прихрамывает на правую ногу. Он военный. Прошёл Чечню и видел там многое, о чём с горечью рассказывает. Там же и повредил ногу. Признался, что иногда у него случаются хронические боли. На текущее время он принимает большинство решений за всю семью, решает, кому и когда выходить. Если вопрос серьёзный, требующий вдумчивого разбирательства, он решает всё сам.
Ядро никогда не был в Чечне, у него всё в порядке с ногой, осанку держит прямо.
Крис, он так себя называет — молодой улыбчивый парень пятнадцати лет. Сильно заикается. Говорит, что заикаться начал в детстве, когда упал с крыши дома в деревне. Единственный, кто описал свою внешность: высокий, худой, руки длинные и тонкие, рыжие волосы, нос с горбинкой, крупные зубы. Ядро среднего роста, карие глаза, чёрные волосы, довольно плечист.
Крис отвечает за развлечения для всей семьи. Это он организует все праздники, он проворачивает мелкие авантюры. Иногда шкодит, и тогда Алексей долго не даёт ему выходить. Но если нужно что-то стащить, например, бумажник, или откуда-то выбраться — лучше Криса этого никто не сделает.
Аня — ей 27 лет. У неё всё плохо. Она практически не общается ни с кем, боится людей и в особенности мужчин. Любых, кроме тех, кто в семье. Разговаривает, неохотно, только с женщинами. Когда ей было 16 её изнасиловали четверо одноклассников и бросили в лесу без одежды, откуда ей после пришлось выбираться. Это не она, это Алексей мне про неё рассказал, сама Аня со мной практически не разговаривала. Она затравленная, боится поднять взгляд, прячет лицо за волосами (у Ядра короткие волосы), руки её мелко трясутся. Мне почти не удалось с ней поговорить.
Мила — малютка-девочка шести лет. Славный и беззаботный ребёнок, любимица семьи. Ради неё делают многое. Ей показывают мир, воспитывают, дарят подарки. Больше всех она любит Криса, он часто с ней возится, как она говорит. Девочка немного застенчивая, но талантливая! Рисует чудесно, песни поёт. Безумно любит играть в прятки.
Александр — ровесник Ядра, ему 23 года. Он отвечает за знания. Самостоятельно изучает всё, что может потребоваться в будущем, как то различная электроника, медицина, разнообразные языки. Очень любит культуру и искусство, особенно живопись. Его любимый художник — Рубенс. Долго и очень красиво читал мне по памяти стихи Бродского, Блока, Маяковского, Тютчева, Брюсова. Отъявленный монархист и единственный верит в Бога.
Я не могу рассказать больше, но я могу описать свои впечатления. Когда я вышла, у меня осталось стойкое убеждение, что я пообщалась не с одним, а с шестью людьми. Они все так неуловимо похожи, но при том чудовищно разные. У меня не возникло ни толики сомнений в том, что всё это правда, а не игра одного актёра. У них всех даже голос менялся, жесты, манера говорить, акцент, походка, они все по разному держали осанку, они все совершенно по разному себя вели. И хоть глаза мои видели молодого кареглазого парня, который характерным жестом поправляет длинные волосы (Аня) меня ничего не смущало. Совсем. Даже с Милой. У меня было совершенно стопроцентное чувство, что я общаюсь с ребёнком. Смотрели "Кошечку"? Там Ефремов играет балерину. Ефремов. Женщину. И он там не меняет голос, его даже особенно не гримировали. Но через три минуты фильма у меня отпало всякое сомнение в том, что передо мной женщина. Про Ефремова я вообще забыла. Тут тоже самое, только в разы сильнее.
Ядро со мной тоже побеседовал. Он приветлив, мил, застенчив и очень проницателен. Сказал, все, включая семью, будут рады, если я ещё когда-то приеду погостить у него. Крис по такому случаю что-нибудь придумает. Говорит, что друзей у семьи почти нет, и они их очень ценят. А я не знаю, смогу ли я ещё когда-то повидаться с ним. Тот, кто показал мне Ядро, говорит, что да, но нескоро. Потому что Ядро лечится. Тяжело, потому что не хочет.
Может быть мои восторги выглядят совершенно цинично, потому что за восторгами диагнозу я забываю о человеке. О том, каково там ему. Но Ядро не показался мне несчастным, как Билли, напротив, он неплохо ужился со своей семьёй. И живёт с ней уже много лет, и не хочет с ней расставаться.
Я под непередаваемым впечатлением. И ещё долго под ним буду.